шкурка avm2019old

: , 59, 1935 . This document last modified Friday, 02-Aug-2019 22:15:11 MSK  
Home

<<

ХЕРСОН, город в Одесской области УССР, непосредственно подчинен облисполкому. Порт на правом берегу Днепра, в 25 км от его впадения в лиман и в 96 км от моря; конечная станция Екатерининской ж. д.; 82,9 тыс. жителей (1933). Херсонский порт по грузообороту занимает восьмое место среди портов Черного моря и третье место на сев.-зап. побережья после Одессы и Николаева. До начала 20 в. торговое значение X. было совершенно ничтожно, гл. обр. вследствие недостаточной глубины подхода к нему (до 2,6 м). С углублением подхода к X. в 1901 до 5,5 ж, а в 1908 — до 7,3 м значение X. возросло не только по каботажному, но и по дальнему плаванию. X. начинает конкурировать с Одессой по хлебному экспорту, в 1902 составлявшему 0,18 млн. ц, в 1910— 9,2 млн., в 1913 — 8,2 млн. ц. Весь грузооборот X. в 1913 достиг 1.114 т. т, в т. ч. в заграничном плавании — 822 тыс., в 1933 грузооборот составлял 532 тыс. т. Отрицательное влияние на развитие Грузооборота Херсонского порта, оказывала до последнего времени ограниченность района тяготения к нему. Являясь конечным пунктом Днепровской водной артерии, X. не мог использовать выгод своего положения в связи с перерывом этого пути порогами; X. питался лишь грузами небольшого отрезка Нижнего Днепра. Точно так же и в отношении ж.-д. связей с районами, снабжающими черноморские порты экспортным хлебом, X. находился в гораздо худших условиях, чем Одесса и Николаев.

Радикально меняется положение после сооружения Днепрогэса (см.) и шлюзования Днепра на месте бывших порогов. Создание сквозного движения по Днепру (первые пароходы прошли в 1933) значительно расширяет район тяготения к X. Немаловажное значение имеет также законченная недавно ж.-д. линия Мерефа — X. С дальнейшей реконструкцией Днепровского водного пути, в частности с созданием непрерывного сообщения от X. до верховьев Днепра (см.), а также с осуществлением намеченного расширения и переустройства Херсонского порта значение X. значительно возрастет.

На фоне слабо развитой промышленности Одесской области X. выделяется своим индустриальным развитием, хотя и в этом отношении он уступает Одессе и Николаеву. Важнейшие пром. предприятия: завод с.-х. машиностроения им. Петровского (ок. 4.000 рабочих в 1932), судостроительный завод им. Старостина (1.600 рабочих), судоремонтный завод им. Коминтерна (до 1.000 рабочих), обозный завод, выпускающий ходы и тракторные сцепки, два консервных завода (один из них — крупный, пушен в 1932), макаронная ф-ка, швейная, обувная, кирпичный з-д, камышовый и др. В 1931 выстроен мощный элеватор на 50 тыс. т. Э. Д.

Исторический очерк. После заключения с Турцией Кучук-Кайнаржийского мира (1774) Екатерина II (1778) поручила ген.-губернатору Новороссийского края Потемкину "сооружение (верфи) в образе прочном и сходственном знаменитости дела и пользе от него ожидаемой, в месте удобном по соображению выгод морских и сухопутных". Удобным местом дляверфи и города было признано бывга. военное сооружение "Александр Шанц", построенное во время войны с турками (1737) и потом разрушенное. Корабельная верфь и город строились ускоренными темпами в тяжелых условиях—солдатами и крепостными крестьянами, пригнанными сюда из центр. России. Крепость окружена была высокими земляными валами, обложенными в два ряда камнями, с глубоким рвом, к-рый при надобности можно было наполнять водой из Днепра. К крепости вели ворота с перекидными мостами через ров. Внутри крепости было построено адмиралтейство, арсенал, дворец Потемкина, военный собор, монетный двор и пр.

Для быстрого заселения нового города и края правительство предоставляло переселенцам всякие льготы, раздавало землю помещикам с обязательством немедленно заселить ее, разрешало селиться здесь беглым крепостным, преступникам, раскольникам, евреям, а также покровительствовало переселению сюда иностранцев, особенно греков. В годы постройки X. население (пришлое) достигало до 10 тыс. По первой переписи (1795) постоянных жителей было 1.823 чел., в 1878—55 тыс., перед империалистической войной—в 1914—81.378 чел. Благодаря расположению X. в устье Днепра он превратился в складочное место для товаров из внутренних губерний и из-за границы. Потемкин объявил X. "порто-франко". Иностранные фирмы, особенно французские и польские, экспортировали отсюда хлеб, лес и т. п., импортировали мануфактуру, галантерею, вино, кожу, бакалею. Торговля и промышленность X. особенно расширились с учреждением губернии (1803). В X. производилась заготовка и мойка шерсти, над чем работало по нескольку тысяч человек, заготовляя в год от 2.500 m до 5.000 m шерсти, а вытопка сала достигала 250 т. В 1859 в X. было 11 шерстомоек, 10 салотопок, 6 свечно-сальных предприятий, 10 кирпичных, 2 лесопильных завода и пр. В половине 19 в. был построен механический чугунолитейный завод (теперь им. Коминтерна), к-рый за период с 1879 по 1895 выпустил 216 барж, 280 бригов. Второй чугунолитейный завод (теперь им. Петровского) для выработки с.-х. машин возник в 1887. В 1898 начала .выходить первая газета либерального направления "Юг".

Революционное движение против царизма охватило X. во второй половине 19 в. Здесь действовала в 80-х гг. организация народовольцев. В июне 1879 террористы путем подкопа под казначейство произвели экспроприацию денег на революционные цели (см. Юрковский). В 1905 вокруг X. бушевала волна крестьянских восстаний, почти во всех уездах происходили забастовки с.-х. рабочих, возникли забастовки рабочих в порту и брожение в местном дисциплинарном батальоне. За время революции 1917 и гражданской войны X. испытал гнет целого ряда контрреволюционных правительств, оставивших по себе память неслыханными жестокостями по отношению к трудящимся X.; представителей Временного правительства сменила власть фронтовиков — "Совет пяти", затем появились немецкие оккупанты (март 1918), представители Украинской центральной рады, гетмана Петлюры от 31/1 по 9/III 1919, интервенты (французы и греки), в августе 1919—деникинские банды. Пролетариат X. под руководством подпольной организации большевиков вел с буржуазными захватчиками власти неустанную борьбу, к-рая при поддержке Красной армии и повстанческого крестьянского движения, руководимого также большевиками, привела в 1920 к окончательному утверждению в Херсоне советской власти.

>> (Большая Советская Энциклопедия, том 59, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ "СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" МОСКВА, ОГИЗ, РСФСР, 1935 г. )